Киселёва И.А., учитель начальных классов.
Важнейший элемент подготовки к школе - формирование навыков зрительной дифференцировки на плоскости листа. К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь:
· Копировать геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции, положение на листе;
· Различать похожие фигуры ( круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и ромб и т.д.
· Выделять фигуру из «шума» и находить заданные фигуры среди других;
· Штриховать фигуры, соблюдая направление штрихов и интервал между ними.
При подготовке к школе давайте ребенку такие задания, как , например, в тетрадях серии «Ступеньки к школе»: «Учимся рисовать фигуры», «Учимся находить одинаковые фигуры» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, УМК «Ступеньки к школе», М., «Дрофа», 2011г.) Начинать нужно с копирования самых простых фигур, а затем их сочетаний: прямоугольник и квадрат; овал и круг, треугольник и ромб. Когда ребенок освоится, предложите ему более сложные задания с фигурами в разных поворотах, с разными углами, фигуры частично наложенные друг на друга и т.д. Важно точно передавать сочетание и направление штрихов Развитое зрительно-пространственное восприятие – основа письма и чтения. Принято считать: если у ребенка нарушения чтения, это связано с несформированностью речи, а если у него плохой почерк, то причина в несформированности мелкой моторики .На самом деле и в том ,и в другом случае чаще всего «виновата» несформированность зрительно-пространственного восприятия.
Разберемся, как это происходит. Буквенные знаки, пишет ли их ребёнок или читает, требуют, прежде всего, зрительной дифференцировки, определения расположения в пространстве их элементов. До тех пор, пока ребенок не отличает букву «п» от буквы «н» , пока он не понимает, что буква «с» повернута вправо, а «з» - влево, что у строчной «в» петля направлена вверх, а у «д» - вниз, он не сможет научиться ни читать, ни писать. Если зрительное восприятие затруднено, обучение пойдет с большим трудом. У ребёнка будут появляться так называемые оптические ошибки, то есть он будет читать и писать вместо одной буквы другую.
Очень часто родители жалуются: все буквы знает – читать не хочет. А на самом деле ребёнок не то что не хочет, а не может начать читать. Причем как раз из-за того, что зрительно-пространственное восприятие сформировано недостаточно, и, как следствие, замедлен процесс дифференцировки букв. Ведь как складывается процесс чтения? К примеру, ребёнок читает слово «мама». Сначала он дифференцирует букву «м». Затем должен удержать её в памяти. Дальше переходит к «а», и всё повторяется. Но рабочая память у ребёнка ещё очень короткая, и если он очень долго выделяет следующую букву, то успевает забыть предыдущую. В результате сложить, слить буквы он не может, то есть не может читать.
Как справиться с этой проблемой? Обычно рекомендуют больше читать. Но это самый неэффективный путь. Более действенный- путь формирования зрительного восприятия букв. В этом случае помогает такое задание. Берём азбуку в карточках и каждую букву разрезаем пополам по вертикали. Перемешиваем и даём ребенку три-пять букв за раз – количество зависит от его внимания и работоспособности. Ребёнок должен правильно сложить все буквы. Когда это получается, такие же картинки делим по горизонтали и тоже складываем. Это упражнение развивает способность определить по части целое, достороить мысленно изображение и, соответственно, способствует формированию зрительно-пространственного восприятия. Ребёнок тратит меньше времени на дифференцировку букв и вскоре начинает читать. Однако делать это можно только после того, как дошколёнок будет твёрдо знать все буквы и немного уметь писать «по-печатному». |